Коллеги советуют.
06 февраля 2015
Наталья САКОВИЧ,
Академия последипломного образования,
г. Минск
АЗБУКА ЖИЗНИ
Затушевал дневные краски,
Окутал город нежным сном,
Вновь наступило царство Сказки...
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает строить модели той действительности, с которой имеет дело, и делает он это с помощью сказки, являющейся для него азбукой жизни.
Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм— стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Это стремление исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей. К шести-семи годам анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяют сказка и игра. Они помогают, например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, где метафорически зашифрована информация о страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и т.п. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребностиребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
— автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
— активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
— социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
• мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
• когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Групповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся два раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста). При групповой работе количество участников составляет от трех до двенадцати человек.
В начальной школе психолог может организовать коррекционную группу на базе группы продленного дня. Один или два раза в неделю в этой группе можно в течение года проводить сказкотерапевтические занятия («В гостях у сказки»), направленные на коррекцию и развитие аффективной и познавательной сфер. Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа в сказку, как и выхода из нее, для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире, например сказочному миру что-то угрожает и дети могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы: фея, эльф, старец, гном и др.
Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Волчьи игры»
Цель: снятие напряжение и отыгрывание агрессии.
1-й вариант. Молодые волки очень любят играть, бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый — это голова волка, последний — хвост. Голова должна схватить хвост, а тот должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих ролях.
2-й вариант. Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и, рыча, обнажают клыки. Группа разбивается на пары. Один в паре — волк, другой — зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учится предупреждать, что он злой, и учится понимать эти предупреждения.
3-й вариант. Молодые волки (сказка «Три поросенка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка — подуть так, чтобы разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.
Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»
Цель: обучение саморегуляции.
Психолог. Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!
Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и других. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.
Рекомендуется включать в сказкотерапевтические занятия элементы танцевально-двигательной терапии, «упаковывая» их в сказочный контекст. Примером такой работы может служить следующее упражнение.
Упражнение «Водный карнавал»
(для детей с 4 лет)
Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков и т.д. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.
Упражнение «Тень»
(для детей с 5 лет)
Цель: снятие мышечного напряжения и развитие координации.
Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем водящий меняется.
Это упражнение можно включать в занятие с использованием сказки Андерсена «Тень».
Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача — дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.
Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.
В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.
СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.
Сказочные задачи широко используют в системе ТРИЗ. По этой технологии издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий.
По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под различную проблематику.
«Спаслание»
Дождь лил неделю не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка.
«Это Спаслание! — подумал Пух. — Писать умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна как назл не проплывали».
• Что делать Винни-Пуху?
«Лиса и тетерев»
Бежит лиса, видит — тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:
– Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
• Как же тетереву проверить, правду ли говорит лиса? Хочет он вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?
«Сказка без конца»
Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длинных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.
• Что же он придумал?
Необходимо придумать как можно больше вариантов решения сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них. Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагностическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни.
СКАЗОЧНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Их можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.
Семимильные сапоги
Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из своего чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, требовались только семимильные сапоги.
Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нужно вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семимильных?
(Поскольку в кладовке хранилось четыре шестимильных сапога, то великан наверняка получит хотя бы пару семимильных, если достанет шесть сапог.)
В лесу
Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом сэром Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что:
1) сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола;
2) принц Бэн чаще попадал в цель, чем сэр Кай;
3) принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел.
• Кто же в тот день стрелял лучше всех?
(Принц Бэн.)
Четверо братьев
Рассердившись из-за того, что все попытки провести Абу закончились ничем, джинн превратил купца и трех его братьев в животных. Одного — в свинью, другого — в осла, третьего — в верблюда и четвертого — в козла.
1) Ахмед не стал ни свиньей, ни козлом.
2) Шариф — ни верблюдом, ни свиньей.
3) Если Ахмед не был верблюдом, то Омар не был свиньей.
4) Абу не обернулся ни козлом, ни свиньей.
5) Омар — ни козлом, ни верблюдом.
• В кого превратился каждый из братьев?
(Омар — в свинью, Шариф — в козла, Ахмед — в верблюда, Абу стал ослом.)
Кормушки
Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой.
1) Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.
2) Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова.
3) Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь.
• Кто всегда ест из одной и той же кормушки?
(Абу.)
Друг или враг?
Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к землянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронавты никак не могли определить, кто им друг, а кто враг.
– Ты тот, кто говорит правду? — спросил астронавт полосатого марсианина.
– Он скажет «да», — заметил подошедший к ним пятнистый марсианин, — но он обманет.
• Что ответит полосатый марсианин?
(Полосатый марсианин в любом случае скажет «да».)
Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть размещены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.
ИГРЫ С КУКЛАМИ
Ни одно занятие не обойдется без кукол. Их любят не только маленькие дети. Причем к готовым, фабричным, за все время работы, возможно, не прикоснется ни одна рука, а к самодельным проявляют интерес практически все, оказавшиеся в вашем кабинете.
Самыми простыми в изготовлении являются абстрактные куклы. Они создаются из различных подручных материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.
Кукла из коробочки
Необходимые материалы: картонные коробочки из-под чая или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка; цветная и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.
Крышка коробочки удаляется ножницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, исходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираете материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бумагой по цвету одежды героя. Из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и приклеиваются к коробке-варежке. Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.
Готовая кукла надевается на ручку ребенка как варежка. Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.
Кукла из поролоновой губки
Необходимые материалы: губка для мытья посуды любого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Цветной шнур или лента повязывается на середину губки, создавая «талию». К верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», прикрепив ее к голове несколькими швами или приклеив.
Если губка двухсторонняя — с одной стороны мягкая, а с другой жесткая, можно передать с ее помощью свои полярные состояния — радость–злость, страх–агрессию и др.
Веерная кукла
В основе такой куклы изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью мамы или психолога. В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается — и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказочная маска. Такие куклы хорошо хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. Если у вас есть желание сделать такие куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.
Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:
• саморегуляция и самоуправление, так как ребенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем, учится, в первую очередь, управлять собой;
• самовыражение через действия и слова куклы;
• отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;
• получение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;
• развитие гибкости поведения и др.
С целью расслабления в конце занятий часто используются статические и психодинамические медитации. Маленькие дети больше любят динамические медитации.
СТАТИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОБЛАКЕ»
Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни...
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Путешествие начинается... Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 сек.).
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
«ЗАКОЛДОВАННАЯ ФИГУРА»
Эта медитация помогает детям быстро расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.
Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.
Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так. (Можно показать детям как.)
И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными.
Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 сек.).
Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.
Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас — с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение.
Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или Проделки коварного джинна. — М.: Аст-пресс, 1998.
2. Ермолаева М.Е. Практическая психология детского творчества / Московский психолого-социальный институт. — М., 2001.
3. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. — Мн., 2003.
4. Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух. — Гомель: ИПП СОЖ, 1995.
Лариса ДЬЯЧЕНКО,
педагог-психолог детского сада «Гнездышко»,
г. Новоуральск, Свердловская обл.
РЕЛАКСАЦИЯ В "ГНЕЗДЫШКЕ"
Детский сад «Гнездышко» — это дошкольное учреждение для детей из семей группы социального риска. Эти дети обделены родительским вниманием, любовью и заботой — отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Проблемы наших детей усугубляются тем, что большую часть своей жизни они проводят в стенах дошкольного учреждения с режимом круглосуточного пребывания.
Разработанная мной система мер по снятию психоэмоционального напряжения включает:
— систему релаксационных упражнений;
— работу с «сухим бассейном»;
— систему психопрофилактических упражнений (по М. Чистяковой) и др.
Я попыталась систематизировать подобранные релаксационные упражнения, а релаксационные настрои (в нашем детском саду они называются «релаксационные паузы») составила сама с учетом особенностей наших детей. Эти паузы включены в режим дня детского сада.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние. Опыт показывает, что в результате применения релаксации у детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными, спокойными.
В предлагаемой системе упражнения расписаны понедельно на весь год.
1. Упражнения для снятия напряжения направлены на мышечную релаксацию, их можно использовать как физкультминутки в любой момент в течение дня.
2. Релаксационные настрои проводятся один раз в день, после дневной прогулки.
Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет релаксационных настроев я специально ввела элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребенка («ветерок гладит Танечку...»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.
Идея составленных мною настроев (релаксационных пауз) и система работы с «сухим бассейном» — это авторские идеи, которые воплощены в жизнь детского сада и используются в течение нескольких лет.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ
Все упражнения повторяются 2—3 раза.
«Спящий котенок»
Инструкция
Вы – веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.
«Сосулька»
Инструкция
Вы — сосульки. Я буду читать стихотворение про сосульку. Во время чтения первой и второй строчки — руки подняты вверх и напряжены, вы — сосульки. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки, присесть.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
«Шишки»
Инструкция
Вы — медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела — лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...
«Холодно — жарко»
Инструкция
Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам — греетесь. Согрелись, расслабились... Но вот снова подул холодный ветер...
«Шалтай-Болтай»
Инструкция
Вы — тряпичные куклы. Поворачиваете туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклониться вниз.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
«Штанга» (№ 1)
Инструкция
Вы — штангисты. Перед вами лежит очень тяжелая штанга. Вы поднимаете ее, вам тяжело, ох как тяжело... Но вот вес взят — вы подняли штангу... Потом «бросаем» штангу, наклонились. Руки устали... потрясли руками... расслабились... отдыхаем...
«Сорви яблоко»
Инструкция
Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.
«Тряпичная кукла и солдат»
Инструкция
Вы — солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь (показать детям эту позу). Вы — солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Ваше тело стало мягким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело становится мягким. Затем встряхните руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... с волос... с ног...
«Каждый спит»
Инструкция
Представьте себе, что время вдруг остановилось и все люди застыли в разных позах. В зал входит ведущий и видит...
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, берет за руку, поднимает ее, но рука падает...
«Солнышко и тучка»
Инструкция
Вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно — все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко — все расслабились (на выдохе).
«Драгоценность»
Инструкция
Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать... Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях... они отдыхают...
«Игра с песком»
Инструкция
Вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела. Вам лень двигать тяжелыми руками.
«Муравей»
Инструкция
Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.
«Винт»
Инструкция
Вы — винтики, и вас вкручивают в пол. Исходное положение: пятки и носки вместе, тело все напряжено, как будто железное. Корпус поворачивается влево и вправо. Винтик устал «вкручиваться» — расслабьтесь, отдохните.
«Пылесос и пылинки»
Инструкция
Вы — пылинки. Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол.
Когда ребенок-«пылинка» садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед и вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. «Пылесос» (кто-то из детей) собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
«Штанга» (№ 2)
Инструкция
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом,
Штангу с пола поднимаем...
Крепко держим и бросаем!
Наши мышцы не устали —
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
«Олени»
Инструкция
Вы — олени: расставленные пальцы руки приставлены к голове — это рога (покажите детям эту позу):
Посмотрите: мы олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, расправил плечи.
Руки снова на колени,
А теперь немного лени...
Руки не напряжены и рас-слаб-ле-ны...
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики...
Дышится легко... ровно... глубоко...
«Кулачки»
Инструкция
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики.
«Насос и мяч»
Дети разбиваются на пары.
Инструкция
Представьте себе, что один из вас — большой надувной мяч, другой — насос, и он надувает этот мяч. Тот, кто изображает мяч, стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Товарищ начинает надувать мяч с помощью насоса (сопровождая надувание мяча движением рук) со звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Мяч надут (тело выпрямилось, надулись щеки, приподнялись руки). Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса и воздух с силой начинает выходить со звуком «ш...ш...ш...ш» (покажите детям это упражнение). Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются местами.
«Мороженое»
Инструкция
Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно повисли вдоль тела...
«Факиры»
Инструкция
Вы — факиры. Сядьте на ковер, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты... (покажите детям эту позу). Пока звучит музыка, факиры отдыхают... Музыка закончилась, факиры работают, все мышцы напряжены, голова поднята, глаза смотрят уверенно, прямо перед собой.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ЛИЦА
Все упражнения повторять 2—3 раза.
«Улыбка»
Инструкция
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.
«Солнечный зайчик»
Инструкция
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
«Игра с шарфиком»
Инструкция
Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу.
«Пчелка»
Инструкция
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.
«Бабочка»
Инструкция
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает — подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).
«Качели»
Инструкция
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).
«Варвара»
Инструкция
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжена и рас-сла-а-бле-на...
А теперь смотрите вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно — расслабление приятно!
Шея не напряжен